главная
витражи
заливные витражи
мозаика
гидроабразивная резка
фьюзинг
скульптуры из стекла
пескоструйные изделия
настенная роспись
сувенирная продукция
стекло
о нас

Витраж – как декоративное оформление окон имеет на Руси сравнительно недавние традиции. В Древней Руси витражи не нашли применения как из-за климатических условий, так и иной, чем в средневековой Европе организации зданий. Предшественниками отечественных витражей можно считать слюдяные оконца ХVII века, изготавливавшиеся русскими ремесленниками. Равномерные кусочки слюды, четкий контур сетчатого рисунка сближали оконницы с бесцветным узорчатым витражом, а роспись полупрозрачной темперой - с живописным витражом. Цветное остекление – витраж, присутствовал в ХVII веке в интерьерах боярских и княжеских теремов.

Современники царевны Софьи и Петра Великого, попавшие под обаяние западной культуры, стремились устроить интерьеры "на фряжеский манер" вставляли в оконницы "стекла с личины". В конце ХVII века происходит появление западных витражей в русских храмах. Один из примеров, витражи привезенные из Нарвы и подаренные Петром Первым Л.К. Нарышкину. Тот велел поставить витражи в храме Покрова Богодицы в Филях.

В XVIII веке в церквях Киева появляются витражи, расписанные в пышном барочном стиле. В основном витраж уподоблялся картине. Начиная с середины XIX века появляется новый заказчик - класс буржуа и купечества. Витраж больше не является декоративной принадлежностью только узкого круга аристократических особняков, храмов и императорских резиденций. Он выходит в мир доходных домов и гражданских сооружений. Меняется круг сюжетов витража. Витражное окно эволюционировало от "картины" к декоративному панно. Эти изменения в витраже нашли завершения в орнаментальных многоцветных композициях. Роль таких витражей скорее фоновая, но по эмоциональному воздействию она не менее активна.

Вплоть до конца XIX века российский витраж не является собственно отечественным. Декоративные панно импортируются преимущественно из Германии. В 1883 году мюнхенский архитектор Ф.О. Станик организовал в Москве первую в России студию для «обучения стекольно-живописному искусству». Первые опыты широкого производства витражей в Петербурге были также осуществлены при помощи иностранных мастеров и под их руководством. В 1899 году в Центральном училище технического рисования барона Штиглица был впервые организован класс живописи по стеклу. В студии училища делали витражи для окон, ширм, экранов. Несомненно, витражи составляли часть общего архитектурного замысла. Приверженцами витражей в своих проектах были Б.И. Гиршович, Г.В. Барановский, Ф.Шехтель, А.С. Хренов.

Ансамбли монументальных виражей играли роль важнейшего структурного элемента в крупнейших сооружениях – Витебском вокзале и здании торгового дома Елисеевых в Санкт-Петербурге, гостиницах «Метрополь» и «Националь» в Москве. Близость композиции к декору фасадов и интерьеров говорит о возможном авторстве составителей архитектурных проектов и об их тесном сотрудничестве с художниками. Родоначальником русского витража следует признать М.А. Врубеля. Самая известная работа этого художника - витраж "Рыцарь" в особняке Морозовых на Спиридоновке (Москва). Особняк спроектирован Ф. Шехтелем в "готическом" стиле, в том же духе был выполнен и великолепный витраж Врубеля. Романтические персонажи витражного панно придают особый характер парадным интерьерам. В доме на Спиридоновке есть также окна-витражи, представляющие собой орнаментальные решетки из бесцветного и цветного стекла.

В период конца XIX - начала ХХ веков изменения затронули и церковное зодчество. В это время архитекторы, проектируя новый храм, закладывали витраж как неотъемлемую часть целостного образа, впервые цветное стекло в православном храме перестало носить характер случайности. По сравнению с предыдущим периодом был раскрыт эстетический потенциал витража, его способность украшать и одухотворять пространство, формировать особый образ интерьера, передавать сложную гамму эмоций и настроений.

Примером витражного искусства являются великолепные витражи во втором ярусе алтарной апсиды храма Свт. блг. князя Александра Невского в Иерусалиме, храм принадлежал Русской Духовной миссии и был построен в конце прошлого века. Витражи прекрасно сохранились и поражают своей гармоничной красотой. В это же время  были выполнены витражи для русских храмов Германии и Японии.


Страница 1 2 3 4
© Художественная студия Merilin; e-mail: max-art777@mail.ru; (925) 772-07-87
Витражи - изготовление и производство, стеклянная мозаика